620102, г. Екатеринбург,
ул Московская 56, офис 14
aspekt@pravoekb.ru

Митинг в защиту незаконно выселяемых из общежитий

12 февраля 2012 года состоялся первый митинг против незаконного увольнения с последующим выселением из служебных жилых помещений и общежитий работников образовательных учреждений нашего города.

Юрист юридической компании «Аспект права» Руслан Камалетдинов и работники образовательных учреждений города, собравшиеся на площади Кирова (у главного корпуса бывшего УГТУ-УПИ), борются за достижение следующих целей:

  • внести изменения в действующее жилищное законодательство с целью восстановления гарантий на жилье в общежитии и служебном жилом фонде, предусмотренных статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР, а также продления действия закона о приватизации жилищного фонда РФ
  • прекратить принуждение работников образовательных учреждений к расторжению трудовых договоров по собственному желанию
  • прекратить начавшуюся волну увольнений лиц, проживающих в специализированных жилых помещениях и в помещениях иного жилого фонда
  • исключить возможность незаконного выселения граждан из занимаемых жилых помещений в дальнейшем.

в 2010 году юрист юридической компании «Аспект права» Руслан Камалетдинов начал разбираться в проблеме прямого запрета приватизации жилых помещений в общежитиях.

Суть разрешения вопроса в следующем: дело в том, что есть категории граждан, в силу ст. 108 ЖК РСФСР и ст 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из занимаемого ими жилого помещения в общежитии, даже в том случае, если они не состоят в трудовых отношениях с организацией, предоставившей им жилое помещение.

согласно ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения

Таким образом, вопреки ст. 94 указанные граждане могут проживать в жилых помещениях до тех пор пока им не предоставят другие жилые помещения. При этом другие жилые помещения им обязаны предоставить в лишь в фонде СОЦИАЛЬНОГО использования(п. 42 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14), т.е. в фонде который подлежит в настоящий момент приватизации.

Учитывая, что приватизация продлена лишь до 1 марта 2013 года, указанная категория граждан в реализации своего права на приватизацию, конституционного права на жилье, зависит от воли третьих лиц: в случае если их выселят из общежития и предоставят иное жилье до 1 марта 2013 — они реализуют свое право на приватизацию, в ином же случае предоставление другого жилого помещения возможно, но право на приватизацию уже не будет возможным.

Это явный пробел в законодательстве, здесь на лицо явное противоречие норм Жилищного законодательства РФ.

Другой момент — запрет на приватизацию жилых помещений в общежитии и служебном жилом фонде связан, как трактует Конституционный суд РФ, с их целевым назначением, а их целевое назначение-временное проживание на срок службы работы и обучения!!!!Цель введения запрета на приватизацию находящихся жилых помещений государственных и муниципальных образовательных учреждений и высших учебных заведений, законодательно обоснована необходимостью сохранения системы государственного образования и закрепления государственных гарантий конституционного права на образование, с тем чтобы в условиях дефицита финансовых средств обеспечить возможность предоставления койко-мест учащимся (студентам), обеспечить педагогов, в том числе молодых специалистов, и работников обслуживающей сферы жильем.На лицо еще одна не состыковка — а каково же целевое назначение комнат, где проживают вышеуказанная категория граждан??? ведь они не могут быть выселены даже в случае прекращения работы, службы…, данные жилые помещения не могут быть предоставленны учащимся, педагогам и др….))

Третий момент- согласно п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют ОБРЕМЕНЕНИЯ прав на это имущество.

В соответствии с абз.4 ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под понятием ограничения (обременение) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

Следовательно, законодательный запрет на выселение собственником из занимаемых жилых помещений указанной категории граждан и является обременением этого имущества.

Таким образом, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если имеют место обременения прав на это имущество. Следовательно, занимаемые указанными гражданами жилые помещения не могут быть признаны по своему целевому назначению, как специализированные, которые предоставляются лишь на период службы, работы, обучения, поскольку имеют обременение прав на имущество ввиду невозможности их выселения без предоставления другого жилья в силу законодательства РФ.

Таким образом, по нашему мнению, они могут быть приватизированы!

В настоящее время, проведено множество судебных заседаний по данному вопросу, сделаны попытки подачи через суд I инстанции запросов в Конституционный суд РФ с целью разрешения данного вопроса, однако по понятным причинам наши ходатайства в Конституционный суд РФ судом не удовлетворяются. Но мы не сдаемся, в настоящий момент мы ушли в апелляцию для дальнейшей попытки разрешения данного вопроса. Учитывая массовый характер проблемы и позицию судов, помимо судебного пути решения имеющийся проблемы, мы разрешаем данный вопрос путем подготовки законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации о внесении изменений в жилищное законодательство России с целью восстановления гарантий на жилье в общежитии и служебном жилом фонде, предусмотренных Жилищным кодексом РСФСР, а также продления действия закона о приватизации жилищного фонда.

Митинг, по нашему мнению, является еще одним инструментом позволяющим добиться осознания существующей проблемы и необходимости ее решения, как на уровне гражданского общества, так и на уровне высших органов власти;

Таким образом, за 2 года выработано 3 пути решения вопроса: судебный, политический, общественный.

Очень надеемся, что какой-либо из этих путей приведет нас к желаемому результату-восстановит нарушенные права на жилье!

Также хотелось бы отметить, что в сложившийся ситуации, просто необходимо восстановить право на гарантию предусматривающую не возможность выселения без предоставления другого жилого помещения лицам, которые начали работать в организации — наймодателе до 1 марта 2005года и у кого данное право, к примеру 10 летний стаж работы, возникло даже после 1 марта 2005 года.

Судебная практика, к примеру Московского областного суда такова, что в случае если к моменту введения в действие ЖК РФ у лица при наличии оснований, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные данной нормой, то к спорным правоотношениям можно применять положения указанной статьи и после введения в действие ЖК РФ; если же лицо до 1 марта 2005 года не приобрело право на льготы, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Мы категорически не согласны с этим, ведь представьте себе: лицо приобретшее 10 лет трудового стажа 28 февраля 2005 года — имеет гарантию предусмотренную ст.108 ЖК РСФСР, лицо же, приобретшее 10 лет трудового стажа 1 марта 2005 года, т.е. с разницей в один день — право на такую льготу не имеет. При этом следует учесть, что оба они отработали 10 лет! их цель была — получение такой гарантии! и перспектива получения такой гарантии им гарантировалась ЖК РСФСР!!!Это нонсенс!!!!

В данном случае также 3 пути решения вопроса: судебный, политический и общественный. Проводятся суды, делаются запросы в Конституционный суд РФ, а также пишутся законопроекты.

Хотим отметить, что на протяжении длительной борьбы в судах по данному вопросу нам удалось достичь того, что одни суды начали признавать право на гарантию предусмотренную ст.108 ЖК РСФСР в том случае когда гарантия возникла после 1 марта 2005 года, а другие придерживаются нейтральной позиции. Таким образом, наступил переломный момент, который необходимо «додавить». В скором времени областным судом будет рассмотрена кассационная жалоба на решение суда, признавшего получение гражданином гарантии согласно ст. 108 ЖК РСФСР после 1 марта 2005 года. Будем упорно бороться, чтоб данное решение устояло.

Мы верим в то, что объединившись, нам удастся восстановить нарушенные права граждан, удастся оградить огромную категорию граждан от незаконного выселения и произвола!